Из всех церковных шпилей Цюриха тонкий синий шпиль Fraumünster (Женского монастыря) – самый изящный.
История. Бенедиктинский женский монастырь основан в 853 году императором Людовиком II Немецким. Дочь Людовика Хильдегарда стала в нем первой аббатисой. В 874 году ее сестра Берта достроила базилику со склепом для хранения мощей Феликса и Регулы, святых заступников Цюриха. Аббатисы получили значительные права в 11 веке, и монастырь был домом многих немецких дворянок до 13 века.
Монастырь закрыли в период Реформации. 30 ноября 1524 года последняя аббатиса (Катарина фон Циммерн) ушла в Протестантство и пожертвовала церковь Цюриху. Как в Grossmünster, здесь были быстро разрушены все символы, изображения и орган.
В следующих веках Fraumünster использовали как храм беженцы Veltliner и Huguenot, а позже Русская православная церковь. В 1833-1844 гг. здесь прходили католические и протестантские службы. Fraumünster отремонтировали в 20 веке, тогда же появились своеобразные витражи 80-летнего Марка Шагала.
Внешний вид. Небольшой Fraumünster узнают по изящной башне с часами и тонким синим шпилем. В церковь ведет маленькая дверь под шпилем. Внутри есть три входа, романский хор (1250-70) и Готический неф. Хор известен своей высотой (18 м) и изящной простотой. Есть современная серия фресок Пола Бодмера в честь основания Fraumünster.
Главная достопримечательность Fraumünster – пять витражных окон, разработанных Марком Шагалом в 1970 году. Лучше всего видные в ярком утреннем свете, 10-метровые окна имеют каждое свою тему. Шагал использовал цвет, как символ – сине-зеленая земля и красно-желтое небо.
На северной стороне красно-оранжевое окно «Пророков» изображает Елисея, наблюдающего за подъемом Илии к огненной колеснице. Над ним синее пространство, в котором сидит Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима. Наверху разноцветный Бог посылает лучи просвещения пророкам. Это окно освещено искусственно, так как находится на внутренней стене.
Крайнее слева на востоке – синее окно «Джейкоба», которое показывает борьбу патриарха с Ангелом и его мечту о лестнице, полной ангелов красного цвета.
Правее – желтое «Сионское» окно, которое изображает Конец света: ангел уносит свою трубу, поскольку Новый Иерусалим (с разноцветными стенами, куполами и башнями) отходит от неба. Ниже царь Давид и его любовница Вирсавия – родители царя Соломона, который построил Храм в Иерусалиме.
В центре зеленое окно «Христа» – самое большое. В его основании Дерево Иессеево (родословная Иисуса). В средневековом искусстве дерево обычно растет их поясницы Иессея; здесь он стоит рядом. Наверху дерева Мария с Младенцем. Эпизоды из жизни Иисуса в середине ведут к великолепной сцене наверху, которая мастерски объединяет Распятие на кресте с Вознесением. Руки Христа протянуты как на Распятии, но креста нет, он как будто летает вверху в большом пузыре.
Наконец, южная стена содержит синее окно «Закона», в котором Моисей держит Десять Заповедей и неодобрительно смотрит на всадников, которые идут на войну. В основании красный ангел вдохновляет Исайю предсказать появление Мессии. Кстати, Исайя как бы указывает через комнату на короля Давида, предка Христа.